Лайфхаки для онлайн-образования: в мейнстриме цифровой трансформации

Image
Горбунова Лариса Николаевна
доктор педагогических наук, профессор,
проректор по научной работе и информационным технологиям,
негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования
«Московский экономический институт»
Москва, Россия

Цифровую трансформацию, о которой много говорят и пишут в последние годы, можно обоснованно обозначить в качестве мейнстрима общественного развития, а поиск инструментов, обеспечивающих эффективность процессов цифровой трансформации, соответственно, отнести к актуальной проблематике исследований и проектной практики.

При этом важно акцентировать внимание на том, что результатом цифровой трансформации образования как составляющей общего трансформационного процесса, является не только новая информационно-технологическая инфраструктура, но и те изменения, которые связаны с качествами обучающегося. В центре цифровизации (цифровой трансформации) предполагается рассматривать обучающегося (выпускника образовательной организации, вплоть до специалиста, повышающего квалификацию по дополнительным профессиональным программам в сфере новых, цифровых образовательных технологий), способного к самостоятельной учебной деятельности и к саморазвитию, к самообразованию, к профессиональной и социальной деятельности в ситуации неопределенности и непрерывного обновления знаний, компетенций.

Необходимо сформировать у обучающихся способность активно - осознанно и творчески, - использовать все доступные ему цифровые инструменты, материалы и сервисы для решения стоящей перед ним задачи. Для этого требуется обновить содержание и методы образовательной работы и перейти к новым моделям ее организации, обновить существующие сегодня педагогические практики. Связанные с этим изменения составляют основное содержание цифровой трансформации образования, а признаком нового качества образования в условиях цифровой трансформации образования выступает персонализация образовательной траектории в функции ведущего механизма / образовательной технологии / организационной формы. В условиях пандемии, которая стала несомненным драйвером цифровой трансформации, еще более остро проявились проблемы модернизации образовательного процесса, дефициты студентов, снижающие качество обучения в цифровой среде.

Обнаружилась  недостаточная готовность образовательных организаций осуществлять онлайн-образование, а также пока еще низкий уровень готовности студентов к учебной деятельности в онлайн-среде, в том числе к взаимодействию друг с другом. Опрос, проведенный в 2020 году среди студентов Московского экономического института с числом участников около 500 человек, позволил нам выявить проблемы, с которыми студенты столкнулись в ситуации перевода обучения в дистанционный формат. Опрошенные студенты отмечали «потерянность» в информационном пространстве, указывали на чувство изолированности, которое они переживают во время обучения, на обнаруженное неумение организовать свое учебное время и обращаться за помощью по вопросам онлайн-обучения к своим сокурсникам. Они высказывали неудовлетворенность контентом учебных занятий, если материал был объемным и однообразным по дизайну. Опрос помог выявить недоверие к инструкциям по использованию инструментов и сервисов, которые быстро заполнили интернет в период пандемии. Студенты отмечали, что скорее воспользуются советами друзей или одногруппников, касающиеся использования новых устройств или программных приложений, чем «примут советы со стороны».

Материалы исследований, проведенных другими вузами в 2020 году, в том числе НИУ ВШЭ ( материалы исследований публиковались в электронном периодическом издании «Дистанционный смотритель: новости, инструменты, методики внедрения дистанционных технологий в образовании и работе») подтвердили низкий уровень мотивации студентов вузов и колледжей к обучению в дистанционном формате (не более 30% готовы успешно обучаться дистанционно). Отмечалось, что несформированность мотивации к данному формату обучения связана не только с недостаточной технологической оснащенностью образовательных организаций, но и с неумением вовлекать студентов в образовательный процесс в позиции соучастника, с отсутствием приемов обучения, которые бы позволяли проявлять активность в учебном процессе, в пополнении обучающего контента.

Анализ проявлений активности молодежи в интернет-среде, в социальных сетях показал, что их увлекает возможность поделиться своим бытовым опытом, опытом решения коммуникативных проблем в формате лайфхаков. Лайфхаки, представляют собой набор методов и приемов «взлома» окружающей жизни для упрощения процесса достижения поставленных целей при помощи разных полезных советов и хитрых трюков. Оформленные в виде небольшого текста с встроенными изображениями, в виде презентации, скрайбинг презентации, короткого видеоролика самими студентами они могут улучшить визуальную составляющую обучающего контента довольно быстро, без особых финансовых затрат. Создание лайфхаков будет способствовать развитию рефлексии, а их размещение в среде обучения поможет преодолеть чувство отчужденности от образовательного процесса, тем самым способствуя развитию мотивации. 

В рамках Межвузовской студенческой  научно-практической интернет-конференции «Студенческая молодежь XXI века: наука, творчество, карьера, цифровизация», которая организована Московским экономическим институтом в мае 2020 года, был проведен конкурс лайфхаков «Как я учусь, общаюсь и планирую свою карьеру в информационной среде», который вызвал интерес среди студентов вузов и колледжей Москвы. Интервьюирование участников конкурса подтвердило наши предположения о перспективах их использования в ходе онлайн-обучения, о возможностях лайфхаков в решении задачи развития самостоятельности студентов и их включенности в создание образовательной среды.

Умение откликаться на трудности друзей, преподавателей и делиться опытом использования новых инструментов цифровой среды, как для обучения, так и в социальной работе – тренд современного человека. В связи с этим формирование таких умений будет задачей образовательных и общественных организаций. В Москве пока нет инструментов налаживания связей между студентами в условиях дистанционного образования. В вузах функционируют онлайн платформы, проводятся занятия, есть возможности для выполнения проектов, но нет универсального инструмента, который одновременно помогал бы обучаться и в то же время способствовал решению проблем психологического характера. К таким инструментам мы отнесли лайфхаки. В качестве способа быстрого погружения в процесс освоения методики создания лайфхаков для онлайн-образования мы выбрали конкурс, который провели среди студентов московских колледжей и вузов в марте-апреле 2021 года при грантовой поддержки Мэра Москвы.

В конкурсе приняло участие более 500 человек из 9 ВУЗов. Всего на конкурс поступило 157 лайфхаков по 17 из 18 заявленных номинаций:

  1. Как общаться друг с другом и преподавателями, обучаясь в цифровой среде (12 лайфхаков);
  2. Как защитить личные данные и обеспечить безопасность в Интернете (28 лайфхаков);
  3. Как правильно организовать свое время, обучаясь дистанционно (10 лайфхаков);
  4. В помощь дизайнерам и художникам, осваивающим профессию в цифровой среде (9 лайфхаков);
  5. Этичное поведение в цифровой среде: осваивай и совершенствуйся (8 лайфхаков);
  6. Как подготовиться к онлайн-сессии (9 лайфхаков);
  7. Самые большие трудности онлайн-обучения и самые полезные советы по их преодолению (15 лайфхаков);
  8. Как организовать самообразование, осваивая будущую профессию (15 лайфхаков);
  9. Креативно о мотивации к обучению и личностному росту (4 лайфхака);
  10. Новые возможности видеоплатформ (3 лайфхака);
  11. Об эффективном изучении иностранных языков с помощью интернет-сервисов (5 лайфхаков);
  12. Как сохранять здоровье и спортивную форму (7лайфхаков);
  13. Как восстановить потерянные данные (2 лайфхака);
  14. Как найти в Интернете даже то, чего там нет (эффективный поиск и обработка данных) (6 лайфхаков);
  15. Работаем над проектом в цифровой среде вместе с одногруппниками (10 лайфхаков);
  16. Чем заняться после учебы: возможности для студента (7 лайфхаков);
  17. Цифровая библиотека: новые горизонты для образования (7 лайфхаков).

Из 157 лайфхаков было отобрано 100, удовлетворяющих всем критериям конкурса,  с охватом 70 человек из 9 ВУЗов:

  1. Как общаться друг с другом и преподавателями, обучаясь в цифровой среде (9 лайфхаков);
  2. Как защитить личные данные и обеспечить безопасность в Интернете (13 лайфхаков);
  3. Как правильно организовать свое время, обучаясь дистанционно (4 лайфхака);
  4. В помощь дизайнерам и художникам, осваивающим профессию в цифровой среде (5 лайфхаков);
  5. Этичное поведение в цифровой среде: осваивай и совершенствуйся (5 лайфхаков);
  6. Как подготовиться к онлайн-сессии (7 лайфхаков);
  7. Самые большие трудности онлайн-обучения и самые полезные советы по их преодолению (12 лайфхаков);
  8. Как организовать самообразование, осваивая будущую профессию (10 лайфхаков);
  9. Креативно о мотивации к обучению и личностному росту (4 лайфхака);
  10. Новые возможности видеоплатформ (1 лайфхак);
  11. Об эффективном изучении иностранных языков с помощью интернет-сервисов (3 лайфхака);
  12. Как сохранять здоровье и спортивную форму (5 лайфхаков);
  13. Как восстановить потерянные данные (2 лайфхака);
  14. Как найти в Интернете даже то, чего там нет (эффективный поиск и обработка данных) (5 лайфхаков);
  15. Работаем над проектом в цифровой среде вместе с одногруппниками (3 лайфхака);
  16. Чем заняться после учебы: возможности для студента (7 лайфхаков);
  17. Цифровая библиотека: новые горизонты для образования (5 лайфхаков).

Дадим краткую характеристику лайфхаков, прошедших в финал конкурса, и занявших призовые места.

Номинация 1. Как общаться друг с другом и преподавателями, обучаясь в цифровой среде.  Автор -  Горелова Людмила Игоревна, магистрант МПГУ,  лайфхак «Задание как инструмент организации обратной связи  в условиях смешанного обучения» (https://edu-lifehack.ru/images/lf/..-_11.pdf). В лайфхаке конкурсант рассматривает элемент «задание» СДО «Moodle» как инструмент, дающий возможность дистанционного взаимодействия, обратной связи между обучающим и обучающимся в СДО, а также как альтернативу электронной почте, где письма могут затеряться или попасть в спам. Кроме того, приводится подробный алгоритм не только о том, как подготовить задание, но и как презентовать его на встроенном форуме остальным обучающимся и преподавателю, используя программу для видеозаписи, как четко следовать установленным срокам выполнения задания и обращаться к оцениванию.

Номинация 2. Как защитить личные данные и обеспечить безопасность в Интернете. Автор - Орлов Александр Леонидович, студент МЭИ, лайфхак «Как защитить личные данные и обеспечить безопасность в Интернете» (https://youtu.be/SMKV90jVJBo). Лайфхак удачно демонстрирует в трехминутном видеоролике все основные нюансы защиты персональных данных в сети, данных электронной почты, особенности создания сложных паролей. Конкурсант делает акцент на полезных программах, которые помогут пользователям определить прослушки микрофона и камеры на устройствах, определить наличие шпионского ПО и наличие вирусов.

Номинация 3. Как правильно организовать свое время, обучаясь дистанционно. Автор - Гуськова Арина Олеговна, студентка МГОК, лайфхак «Правило 5 минут» (https://youtu.be/FhptJ6WaqtM).

Номинация 4. В помощь дизайнерам и художникам, осваивающим профессию в цифровой  среде. Автор - Гаджиев Гаджи, студент МЭИ, лайфхак «Как снимать кинематографичные кадры на камеру вашего смартфона!»  (https://youtu.be/EUuAdEUttSs).

Номинация 5. Этичное поведение в цифровой среде: осваивай и совершенствуйся. Автор - Кудрявцева Светлана Валерьевна, студентка МГОК, лайфхак «ОРФО» (https://youtu.be/XlFidmL57z8).

Номинация 6. Как подготовиться к онлайн-сессии. Автор - Клойзнер Маргарита Сергеевна, студентка МГОК, лайфхак «Как подготовиться к онлайн-сессии» (https://youtu.be/CvJKXVpW0CU).

Номинация 7. Самые большие трудности онлайн-обучения и самые полезные советы по их преодолению. Авторы - межвузовская команда студентов: Баличев Андрей (студент МИП), Булатова Наталья (студентка МГОК), Галкина Дарья (студентка МГОК), Гомбоева Арюна (студентка ФКНЗ), Корнеева Ксения (студентка МИП), Кузнецова Александра (студентка МГОК), Мальцева Любовь (студентка МГОК), Пудеев Андрей (студент МГОК), Сафонов Данила (студент МЭИ), Селезнева Анна (выпускница МИП), Фиткулина Дарья (студентка МГОК). Название созданного ими лайфхака -  «Информационный шум» (https://youtu.be/bCx6kRy1sX8).

Номинация 8. Как организовать самообразование, осваивая будущую профессию. Автор - Ворошилова Анастасия Вадимовна, студентка МЭИ, лайфхак «Интернет ресурсы, помогающие осваивать будущую профессию» (https://youtu.be/3h-YHWc5tfM ).

Номинация 9. Креативно о мотивации к обучению и личностному росту (4 штуки). Автор - Степанова Елена Александровна, студентка МЭИ, лайфхак «Креативно о мотивации к обучению и личностному развитию» (https://youtu.be/QjpuTkIJq60 ).

Номинация 10. Новые возможности видеоплатформ. Автор - Мешков Никита, Евгения Колодий, Гусакова Ксения, Сафонов Данила, Дваджиев Данила, Сергеев Никита, студенты МЭИ, лайфхак «Работа в коллективе: хитрости физической подготовки и как легко выучить лекцию» (https://youtu.be/ySmW1u_EuGs ).

Номинация 11. Об эффективном изучении иностранных языков с помощью интернет-сервисов. Автор - Гуськова Арина Олеговна, студентка МГОК, лайфхак «Об эффективном изучении иностранных языков с помощью интернет-сервисов» (https://youtu.be/taI3UDbsrHg ).

Номинация 13. Как сохранять здоровье и спортивную формую. Автор -

Жаркова Елизавета, студентка ГУУ, лайфхак «Спорт в повседневной жизни» (https://edu-lifehack.ru/images/lf/6668.pdf ).

Номинация 14. Как восстановить потерянные данные. Автор - Викулин Иван Александрович, студент МЭИ, лайфхак «Google среда» (https://edu-lifehack.ru/images/lf/756657567.pdf).

Номинация 15. Как найти в Интернете даже то, чего там нет (эффективный поиск и обработка данных). Автор - Саркисян Лидия Мартиковна, студентка МГОК, лайфхак «Как найти в Интернете даже то, чего там нет (эффективный поиск и обработка данных)» (https://youtu.be/gACxIq3otJ0).

Номинация 16. Работаем над проектом в цифровой среде вместе с одногруппниками. Автор - Поникарова Арина Андреевна, студентка НИУ ВШЭ, лайфхак «Miro как инструмент для командной и проектной работы» (https://edu-lifehack.ru/images/lf/3636.pdf).

Номинация 17. Чем заняться после учебы: возможности для студента. Авторы - Степанова Елена Александровна, студентка МЭИ, лайфхак «Чем заняться после учебы: возможности досуга для студента» (https://youtu.be/uQq_SIpe80Y), Налбандян Зара, студентка МЭИ, лайфхак «В помощь дизайнеру» (https://youtu.be/0jKVzVAyQMQ).

Номинация 18. Цифровая библиотека: новые горизонты для образования. Автор - Мешков Никита, студент МЭИ, лайфхак «Хочешь быть эрудированным, будь им: используй электронную библиотеку МЭИ» (https://edu-lifehack.ru/images/lf/6633.pdf).

Коллекция лайфхаков, созданная по итогам конкурса, размещена на специальном сайте-агрегаторе https://edu.lifehack.ru/. Она открыта для использования и дальнейшего пополнения. Для этого в структуру сайта встроен простой конструктор – карточка, заполнив поля которой и прикрепив ссылку на видеоролик с указанием адреса размещения, можно рассчитывать на то, что лайфхак поступит к экспертам, будет оценен и при положительном решении размещен к коллекции. Обсуждение достоинств, пользы и назначения лайфхака проводилось на форуме сайта.

Анализ конкурсных лайфхаков, проведенный подготовленными  экспертами, позволил сделать вывод о том, что конкурсантам удалось найти и продемонстрировать нестандартные решения в отборе инструментов, которые предлагается освоить для онлайн-образования. Эксперты обратили внимание на привлекательность выбранного мультимедийного оформления, на функциональность (легкость в использовании) лайфхаков.

В ходе интервьюирования студентов - участников конкурса (начинающих «лайфхакеров»), был зафиксирован интерес к такому способу вовлечения студентов в улучшение образовательного процесса, как создание лайфхаков. Опрошенные отметили, что включение лайфхаков в учебно-методический контент, в личные кабинеты студентов, входящих в структуру электронной информационно-образовательной среды вуза (ЭИОС), вызвало у них ощущение сопричастности к развитию ЭИОС и рост понимания усилий преподавателей, которые работают над образовательным контентом. Последнее, как отметили студенты, может помочь предупреждению учебных конфликтов, улучшению взаимопонимания и развитию учебного сотрудничества. Авторы лайфхаков отметили, что они получили поддержку от своих сокурсников, что помогло росту самооценки и ориентации на учебные достижения.

Обсуждение дидактического и воспитательного потенциала лайфхаков с преподавателями вуза, которые консультировали студентов-разработчиков, с экспертами проекта, позволило сделать дополнительный вывод о том, что совместная работа над лайфхаками способствовала формированию позитивного восприятия среды дистанционного обучения, как у студентов, так и у преподавателей, облегчала преодоление трудностей в адаптации к новым моделям обучения.

Обобщая выводы, сделанные в ходе экспертно-аналитической работы, можно отметить, что работа над созданием лайфхаков не только снимает психологическое напряжение6, возникающее в процессе трансформации образовательного процесса, но и решает ряд проблем, связанных с учебной деятельностью. Она развивает у студентов аналитические компетенции.  Посредством обсуждения со студентами таких вопросов, как «Почему автор лайфхака решил рассказать именно об этом инструменте (сервисе)?», «Что не получалось у автора?», «Как использование данного приема, инструмента повлияет на эффективность учебной деятельности, что именно в ней изменится?», «Если бы ты создавал лайфхак, ты бы выбрал такую же тему, если нет, то почему?», обучающиеся студенты будут учиться рефлексировать, оценивать свою собственную деятельность, искать средства ее улучшения. Есть еще сторона эффективности включения студентов в работу над созданием лайфхаков: оформление советов с использованием новейших средств визуализации контента способствует развитию творчества, помогает расширить опыт разработки «полезного» контента, выйти за привычные рамки  развлекательного.

В качестве ближайших перспектив дальнейшей работы по созданию лайфхаков, среди прочего, можно выделить сферу производственной практики, особенно, если продолжится ее виртуализация. Работа над созданием лайфхаков, включенная в производственную практику, может помочь студентам выявить трудности, с которыми сталкиваются студенты, описать их, сформулировать советы, как лучше преодолеть обнаруженные трудности, что для этого лучше использовать, как лучше действовать, чтобы достичь требуемого результата. Электронная коллекция лайфхаков для производственной практики по профилям подготовки может стать хорошим ориентиром при обучении будущих специалистов.

Лайфхаки могут стать «образовательными итерациями» для создания микрокурсов в системе дистанционного обучения, ориентированного на персонализацию образовательного процесса. Они могут быть использованы при решении задачи формирования у обучающихся способности управлять образовательным контентом, что является признаком персонализированного обучения. Это особенно значимо для ситуации дополнительного образования, не зажатого рамками стандартов, которые транслируются в рабочих программах учебных дисциплин.

Можно обоснованно утверждать, что лайфхаки, создаваемые студентами, являются эффективным инструментом в развитии у них широкого спектра компетенций, необходимых в ситуации цифровой трансформации образования. Они могут успешно использоваться в образовательном процессе, как при освоении дополнительных образовательных программ, так и в ходе профессиональной подготовки, способствовать улучшению эмоционального состояния обучающихся и решннию проблемы их адаптации к среде онлайн-образования.

 

Список литературы

  1. Алиева Э.Ф., Алексеева А.С., Ванданова Э.Л., Карташова Е.В., Резапкина Г.В. Цифровая переподготовка: обучение руководителей образовательных организаций // Образовательная политика. 2020. № 1 (81). С. 54–61. URL: https://edpolicy.ru/digital-retraining.
  2. Горбунова Л.Н., Сорокина Е.В. Актуализация новых подходов к созданию онлайн-курсов : онлайн-навигатор в дистанционном обучении // МЭИ. RU: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции «Трансформация вузовского образования: от локальных кейсов к тенденциям развития» / под общ.ред. В.И. Семеновой; под науч. Ред. Л.Н. Горбуновой. – Москва: НОЧУ ВО «МЭИ». – 2020. – 259 с. [ Электронный ресурс].
  3. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, А. М. Кондаков, И. С. Сергеев; под науч. ред. В. И. Блинова – М.: Издательство «Перо», 2019. – 98 с. URL: http://murindkol.ru/img/all/35_koncepciya_cd_xi_2019_verstka.pdf.
  4. Топ-10 трендов онлайн-образования-2020 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://blog.edmarket.ru/top-trends-of-e-learning (дата обращения 01.06.2021).
  5. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования [Текст] / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая и др.; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 343 с. URL: https://ioe.hse.ru/data/2019/07/01/1492988034/Cifra_text.pdf .